Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

нижинский вацлав фомич

Энциклопедический словарь

Нижи́нский Вацлав Фомич (1889, по другим данным, 1890 - 1950), артист балета, балетмейстер. Брат Б. Ф. Нижинской. В 1907-1911 в Мариинском театре, после увольнения в 1911 жил за границей. В 1909-1913 участник Русских сезонов, в 1916-1917 в труппе Русский балет Дягилева (главные партии в балетах, поставленных М. М. Фокиным, лучшая - Петрушка в балете «Петрушка» И. Ф. Стравинского). Постановки: «Послеполуденный отдых фавна» (1912) и «Игры» К. Дебюсси, «Весна священная» Стравинского (оба 1913), «Тиль Уленшпигель» (1916) на музыку Р. Штрауса. Возродил искусство мужского танца, сочетал высокую технику прыжка и пируэта с необычайно выразительной пластикой и пантомимой. Как балетмейстер расширил хореографическую лексику, обогатил её образность. В 1917 психическое заболевание заставило Нижинского покинуть сцену.

* * *

НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич - НИЖИ́НСКИЙ Вацлав Фомич (1889 или 1890-1950), русский артист балета, балетмейстер.

В 1907-1911 в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, после увольнения в 1911 жил за границей, в основном во Франции. В 1909-1913 участник Русских сезонов, в 1916-1917 - в труппе С. П. Дягилева (главные партии в балетах, поставленных М. М. Фокиным, лучшая - Петрушки - «Петрушка» И. Ф. Стравинского). Хореограф-новатор. Нижинский поставил балеты: «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» К. Дебюсси, «Весна священная» Стравинского (оба в 1913), «Тиль Уленшпигель» (1916) на музыку Р. Штрауса.

* * *

НИЖИ́НСКИЙ Вацлав Фомич [28 февраля (12 марта) 1890 (по другим данным, 1888 или 1889), Киев - 8 апреля 1950, Лондон], русский танцовщик и балетмейстер польского происхождения. Основоположник мужского танца 20 в.

Первые шаги

Нижинский родился в семье польских провинциальных танцовщиков Элеоноры Береды и Фомы Нижинского. Его младшая сестра Бронислава также стала танцовщицей и впоследствии балетмейстером с мировым именем. К тому же она была самым близким другом Вацлава. Балетом Нижинский начал заниматься с родителями в раннем детстве, как и выступать на сцене. От отца он унаследовал большой прыжок с баллоном (то есть возможностью «зависать» в воздухе). Когда отец оставил семью, мать с детьми переехала в Петербург, где в 1898 Нижинский поступил в Петербургское театральное училище. Его педагогами были Н. Г. и С. Г. Легаты, М. К. Обухов. Окончив в 1907 училище, он сразу же начал выступать в главных партиях с ведущими балеринами Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Среди его партнерш были знаменитые примы-балерины - М. Ф. Кшесинская (см. КШЕСИНСКАЯ Матильда Феликсовна), А. П. Павлова (см. ПАВЛОВА Анна Павловна), Т. П. Карсавина (см. КАРСАВИНА Тамара Платоновна). В год выпуска Нижинский станцевал Голубую птицу из «Спящей красавицы» - он изменил костюм, отказался от бутафорских крыльев и «окрылил» движения рук.

Вместе с Дягилевым

Хотя Нижинский и танцевал весь академический репертуар ведущих солистов, все-таки его индивидуальность раскрывалась прежде всего в балетах М. М. Фокина (см. ФОКИН Михаил Михайлович) во время первых «Русских сезонов» (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ) в Париже. Фокин поставил для этого необычного, почти андрогинного танцовщика партии юноши-поэта в «Шопениане» (мазурка и Седьмой вальс с Анной Павловой (см. ПАВЛОВА Анна Павловна)), Арлекина в «Карнавале», эротичного золотого раба в «Шехерезаде» (1910), мистическую главную партию в «Видении розы», жалкого кукольного Петрушки с человеческой душой («Петрушка»), Нарцисса («Нарцисс»,1911), Дафниса в «Дафнисе и Хлое» (1912). Нижинский стал идолом Парижа, «самым большим сюрпризом» первого сезона, о котором с восторгом писали выдающиеся люди своего времени, включая О. Родена (см. РОДЕН Огюст). Он был интимным другом своего патрона-наставника С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович), который держал питомца в «золотой клетке», отгородив от повседневной жизни. В 1911 после его выступления в партии принца Альберта («Жизель») в Мариинском театре, когда он без разрешения дирекции надел «неказенный» костюм, созданный А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич), в результате театральных интриг Нижинский был уволен из театра и стал «собственностью» Дягилева.

Нижинский-балетмейстер

У Нижинского была феноменальная для своего времени техника, особенно впечатляли его прыжки-полеты, словно птицы. Он был художником большой творческой интуиции. Небольшого роста, скуластый, с чуть раскосыми глазами, рельефной, почти лепной мускулатурой ног, с женственными, чуть вялыми кистями рук, словно пораженными «болезнью воли», он был неприметен в жизни, но преображался на сцене. Точнее, полностью перевоплощался в создаваемый персонаж. В 22 года при поддержке Дягилева и Л. С. Бакста (см. БАКСТ Лев Самойлович) он поставил свой первый балет «Послеполуденный отдых фавна» (1912) на музыку К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) по поэме символиста С. Малларме (см. МАЛЛАРМЕ Стефан). Нижинский-постановщик отказался от всего того, чем блистал на сцене Нижинский-танцовщик. В этом балете был всего один-единственный прыжок и никакой виртуозной техники. Лишь угловатые, почти кубистические позы фавна и нимф, словно оживший архаичный фриз времен крито-микенской культуры. «Фавн - это я», - сказал хореограф про свой балет-исповедь, который вызвал недоумение и скандал. Но еще большую неприязнь вызвала «Весна священная» И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) в его постановке (1913). Либретто, костюмы и декорации этого балета создал Н. К. Рерих (см. РЕРИХ Елена Ивановна). Нижинский воскресил примитивные обряды древних славян. Непонятая, отвергнутая в дни премьеры, именно эта постановка раскрыла путь современному балету 20 в. Как многие художники интуитивного прозрения, Нижинский-хореограф намного опередил свое время. Публика также не приняла две другие его постановки - «Игры» Дебюсси (1913) и «Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса (см. ШТРАУС Рихард) (1916). Участь Нижинского-балетмейстера была решена. Дягилеву был нужен успех, а не только эксперименты.

Разрыв с Дягилевым. Болезнь

В 1913 он женился на венгерской танцовщице Ромоле де Пульска, от которой имел двух дочерей Киру (1914) и Тамару (1920). Его женитьба привела к разрыву с Дягилевым. И первый танцовщик мира оказался без работы и средств к существованию. Он попытался создать свою труппу, но она просуществовала всего две недели. В 1916-1917 он еще раз вернулся к Дягилеву и принял участие в американском и испанском турне дягилевской труппы. В 1918 с семьей отправился в Швейцарию и поселился в Сен-Морице, где 19 января 1919 состоялось последнее публичное выступление Нижинского. Все сильнее давали о себе знать симптомы психического заболевания. Именно в это время он написал свои «Тетради», в которых в духе интуитивного потока сознания изложены эстетические и этические принципы этого великого художника-мистика. Только в конце 20 в. впервые был опубликован на русском языке их оригинал. Нижинский погрузился в свой мир, утратил контакт с окружающими. Следующие 30 лет, страдая неизлечимой душевной болезнью, он провел в больницах и санаториях.

Памяти Нижинского

Трагической жизни гениального танцовщика и балетмейстера посвящены тома научных трудов. О нем создаются художественные фильмы, драматические спектакли, балеты (две версии «Нижинского, клоуна Бога» поставил М. Бежар (см. БЕЖАР Морис)). Исследователи восстановили все его балеты, которые даже сейчас смотрятся очень современно. Его именем названы почетные международные премии, даже улица в Париже. Но нет ни одного документального кинокадра, запечатлевшего его танец. А многочисленные картины, скульптуры, фотографии передают лишь частицу его гипнотизирующего, магического таланта.

Большой энциклопедический словарь

НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич (1889 - по другим данным, 1890-1950), артист балета, балетмейстер. В 1907-11 в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, после увольнения в 1911 жил за границей, в основном во Франции. В 1909-13 участник Русских сезонов, в 1916-17 - в труппе С. П. Дягилева (главные партии в балетах, поставленных М. М. Фокиным, лучшая - Петрушки - "Петрушка" И. Ф. Стравинского). Хореограф-новатор. Нижинский поставил балеты: "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" К. Дебюсси, "Весна священная" Стравинского (оба в 1913), "Тиль Уленшпигель" (1916) на музыку Р. Штрауса.

Энциклопедия Кольера

НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич (1889-1950), выдающийся русский танцовщик и хореограф. Родился в Киеве 12 марта 1889. В 1900 поступил в Петербургское театральное училище, где успешно занимался под руководством Н.Г.Легата, М.К. Обухова и Э.Чекетти. В 18-летнем возрасте исполнял главные роли в Мариинском театре.

ВАЦЛАВ ФОМИЧ НИЖИНСКИЙ

ВАЦЛАВ ФОМИЧ НИЖИНСКИЙ

АННА ПАВЛОВА И ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ

АННА ПАВЛОВА И ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ

В 1908 Нижинский познакомился с С.П.Дягилевым, который пригласил его как ведущего танцовщика для участия в "Русском балетном сезоне" 1909. Парижская публика с энтузиазмом приветствовала блестящего танцора с его экзотической внешностью и поразительной техникой. Талант Нижинского проявился в таких спектаклях М.М.Фокина, как Павильон Армиды (музыка Н.Н.Черепнина), Клеопатра (на музыку А.С.Аренского и других русских композиторов) и дивертисмент Пир; огромным успехом пользовалось в его исполнении па-де-де из Спящей красавицы Чайковского; в 1910 он блистал в Жизели, балетах Фокина Карнавал и Шахерезада (на музыку Н.А.Римского-Корсакова). Затем Нижинский вернулся в Мариинский театр, но вскоре был уволен в результате скандала (показавшись в слишком откровенном костюме на спектакле Жизели, который посетила вдовствующая императрица) и стал постоянным членом дягилевской труппы. С этих пор ее планы строились в расчете на Нижинского; он исполнял главные роли в новых постановках М.М.Фокина Видении розы (на музыку К.М.фон Вебера) и Петрушке И.Ф.Стравинского. Поощряемый Дягилевым, Нижинский попробовал свои силы как хореограф и сменил на этом посту Фокина. Первая работа Нижинского - Послеполуденный отдых фавна на музыку К.Дебюсси (1912) - поразила публику, которая не привыкла к хореографии, строящейся на профильных позах, угловатых движениях. Для следующих постановок Нижинского был характерен антиромантизм и противостояние привычному изяществу классического стиля. В 1913 Нижинский поставил Игры Дебюсси и тогда же появилась его самая значительная работа - Весна священная И.Ф.Стравинского. Нижинский был кумиром всей Европы. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками - многим казалось, что танцор "зависает" в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив. В 1913, находясь на гастролях в Южной Америке, Нижинский женился на венгерской артистке Ромоле Пульской, за что глубоко обиженный и ревнивый Дягилев, связанный с Нижинским интимными отношениями, изгнал танцора из труппы. Нижинский пытался создать собственную труппу, но важный для нее лондонский ангажемент был провален из-за административных неурядиц. Во время Первой мировой войны Нижинский был интернирован в Венгрии как российский подданный. Свой последний балет Тиль Уленшпигель (на музыку Р.Штрауса) Нижинский поставил в 1916; начиная с 1917 он находился под наблюдением врачей, с конца 1940-х годов жил в Лондоне, где и умер 11 апреля 1950.

ЛИТЕРАТУРА

Красовская В.М. Нижинский. Л., 1974 Нижинский В.Ф. Дневник Вацлава Нижинского. М., 1995 Нижинская Р. Вацлав Нижинский. М., 1996 Нижинская Б.Ф. Ранние воспоминания, в 2 ч. М., 1999

Гуманитарный словарь

НИЖИ́НСКИЙ Вацлав Фомич (1890-1950) - артист балета, балетмейстер. Из семьи потомств. польских танцовщиков. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1907 (ученик Н. Легата, М. Обухова), позже совершенствовался у Э. Чеккети. С 1907 артист Мариинского т-ра, фактически занял положение 1-го танцовщика, став партнером М. Кшесинской, А. Павловой и др. балерин. Первый исполнитель партий: Белый раб ("Павильон Армиды"), Раб ("Египетские ночи"), Юноша ("Шопениана"), Ураган ("Талисман"), среди др. ролей: Принц ("Аленький цветочек"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Альберт ("Жизель"). За появление в "Жизели" в нетрадиционном костюме по эскизу А. Бенуа Н. был уволен из театра в янв. 1911. Танец Н. получил мировое признание благодаря участию артиста в "Русских сезонах" / "Русском балете Дягилева" в 1909-13, 1916-17. Здесь им созданы ведущие партии как в балетах М. Фокина "Карнавал", "Нарцисс", "Петрушка", "Видение розы", "Дафнис и Хлоя", "Синий бог", так и в собственных постановках "Послеполуденный отдых фавна" (на муз. К. Дебюсси, 1912), "Игры" (Дебюсси, 1913), "Весна священная" (И. Стравинский, 1913), "Тиль Уленшпигель" (Р. Штраус, 1916). В 1914 недолго возглавлял свою труппу в Лондоне, в 1914-16 был интернирован в Будапеште во время войны. В сент. 1917 состоялось последнее выступление Н. Вследствие развития шизофрении он был помещен в санаторий в Швейцарии, где пробыл до конца своей жизни. Невысокого роста, с рельефно развитой мускулатурой ног и рук, с неправильными чертами лица, Н. был уникальным танцовщиком, обладавшим высоким прыжком с редким баллоном, утонченной грацией и великолепной способностью к сценическому перевоплощению. Артисту удалось дать новый толчок искусству мужского классического танца. Более спорны оценки новаторских балетов Н. с их нарочитой профильностью и угловатой остротой танца. Имя Н., подобно именам М. Тальони и А. Павловой, стало легендарным.

Полезные сервисы