Нижи́нский Вацлав Фомич (1889, по другим данным, 1890 - 1950), артист балета, балетмейстер. Брат Б. Ф. Нижинской. В 1907-1911 в Мариинском театре, после увольнения в 1911 жил за границей. В 1909-1913 участник Русских сезонов, в 1916-1917 в труппе Русский балет Дягилева (главные партии в балетах, поставленных М. М. Фокиным, лучшая - Петрушка в балете «Петрушка» И. Ф. Стравинского). Постановки: «Послеполуденный отдых фавна» (1912) и «Игры» К. Дебюсси, «Весна священная» Стравинского (оба 1913), «Тиль Уленшпигель» (1916) на музыку Р. Штрауса. Возродил искусство мужского танца, сочетал высокую технику прыжка и пируэта с необычайно выразительной пластикой и пантомимой. Как балетмейстер расширил хореографическую лексику, обогатил её образность. В 1917 психическое заболевание заставило Нижинского покинуть сцену.
* * *
НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич - НИЖИ́НСКИЙ Вацлав Фомич (1889 или 1890-1950), русский артист балета, балетмейстер.
В 1907-1911 в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, после увольнения в 1911 жил за границей, в основном во Франции. В 1909-1913 участник Русских сезонов, в 1916-1917 - в труппе С. П. Дягилева (главные партии в балетах, поставленных М. М. Фокиным, лучшая - Петрушки - «Петрушка» И. Ф. Стравинского). Хореограф-новатор. Нижинский поставил балеты: «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» К. Дебюсси, «Весна священная» Стравинского (оба в 1913), «Тиль Уленшпигель» (1916) на музыку Р. Штрауса.
* * *
НИЖИ́НСКИЙ Вацлав Фомич [28 февраля (12 марта) 1890 (по другим данным, 1888 или 1889), Киев - 8 апреля 1950, Лондон], русский танцовщик и балетмейстер польского происхождения. Основоположник мужского танца 20 в.
Первые шаги
Нижинский родился в семье польских провинциальных танцовщиков Элеоноры Береды и Фомы Нижинского. Его младшая сестра Бронислава также стала танцовщицей и впоследствии балетмейстером с мировым именем. К тому же она была самым близким другом Вацлава. Балетом Нижинский начал заниматься с родителями в раннем детстве, как и выступать на сцене. От отца он унаследовал большой прыжок с баллоном (то есть возможностью «зависать» в воздухе). Когда отец оставил семью, мать с детьми переехала в Петербург, где в 1898 Нижинский поступил в Петербургское театральное училище. Его педагогами были Н. Г. и С. Г. Легаты, М. К. Обухов. Окончив в 1907 училище, он сразу же начал выступать в главных партиях с ведущими балеринами Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Среди его партнерш были знаменитые примы-балерины - М. Ф. Кшесинская (см. КШЕСИНСКАЯ Матильда Феликсовна), А. П. Павлова (см. ПАВЛОВА Анна Павловна), Т. П. Карсавина (см. КАРСАВИНА Тамара Платоновна). В год выпуска Нижинский станцевал Голубую птицу из «Спящей красавицы» - он изменил костюм, отказался от бутафорских крыльев и «окрылил» движения рук.
Вместе с Дягилевым
Хотя Нижинский и танцевал весь академический репертуар ведущих солистов, все-таки его индивидуальность раскрывалась прежде всего в балетах М. М. Фокина (см. ФОКИН Михаил Михайлович) во время первых «Русских сезонов» (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ) в Париже. Фокин поставил для этого необычного, почти андрогинного танцовщика партии юноши-поэта в «Шопениане» (мазурка и Седьмой вальс с Анной Павловой (см. ПАВЛОВА Анна Павловна)), Арлекина в «Карнавале», эротичного золотого раба в «Шехерезаде» (1910), мистическую главную партию в «Видении розы», жалкого кукольного Петрушки с человеческой душой («Петрушка»), Нарцисса («Нарцисс»,1911), Дафниса в «Дафнисе и Хлое» (1912). Нижинский стал идолом Парижа, «самым большим сюрпризом» первого сезона, о котором с восторгом писали выдающиеся люди своего времени, включая О. Родена (см. РОДЕН Огюст). Он был интимным другом своего патрона-наставника С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович), который держал питомца в «золотой клетке», отгородив от повседневной жизни. В 1911 после его выступления в партии принца Альберта («Жизель») в Мариинском театре, когда он без разрешения дирекции надел «неказенный» костюм, созданный А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич), в результате театральных интриг Нижинский был уволен из театра и стал «собственностью» Дягилева.
Нижинский-балетмейстер
У Нижинского была феноменальная для своего времени техника, особенно впечатляли его прыжки-полеты, словно птицы. Он был художником большой творческой интуиции. Небольшого роста, скуластый, с чуть раскосыми глазами, рельефной, почти лепной мускулатурой ног, с женственными, чуть вялыми кистями рук, словно пораженными «болезнью воли», он был неприметен в жизни, но преображался на сцене. Точнее, полностью перевоплощался в создаваемый персонаж. В 22 года при поддержке Дягилева и Л. С. Бакста (см. БАКСТ Лев Самойлович) он поставил свой первый балет «Послеполуденный отдых фавна» (1912) на музыку К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) по поэме символиста С. Малларме (см. МАЛЛАРМЕ Стефан). Нижинский-постановщик отказался от всего того, чем блистал на сцене Нижинский-танцовщик. В этом балете был всего один-единственный прыжок и никакой виртуозной техники. Лишь угловатые, почти кубистические позы фавна и нимф, словно оживший архаичный фриз времен крито-микенской культуры. «Фавн - это я», - сказал хореограф про свой балет-исповедь, который вызвал недоумение и скандал. Но еще большую неприязнь вызвала «Весна священная» И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) в его постановке (1913). Либретто, костюмы и декорации этого балета создал Н. К. Рерих (см. РЕРИХ Елена Ивановна). Нижинский воскресил примитивные обряды древних славян. Непонятая, отвергнутая в дни премьеры, именно эта постановка раскрыла путь современному балету 20 в. Как многие художники интуитивного прозрения, Нижинский-хореограф намного опередил свое время. Публика также не приняла две другие его постановки - «Игры» Дебюсси (1913) и «Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса (см. ШТРАУС Рихард) (1916). Участь Нижинского-балетмейстера была решена. Дягилеву был нужен успех, а не только эксперименты.
Разрыв с Дягилевым. Болезнь
В 1913 он женился на венгерской танцовщице Ромоле де Пульска, от которой имел двух дочерей Киру (1914) и Тамару (1920). Его женитьба привела к разрыву с Дягилевым. И первый танцовщик мира оказался без работы и средств к существованию. Он попытался создать свою труппу, но она просуществовала всего две недели. В 1916-1917 он еще раз вернулся к Дягилеву и принял участие в американском и испанском турне дягилевской труппы. В 1918 с семьей отправился в Швейцарию и поселился в Сен-Морице, где 19 января 1919 состоялось последнее публичное выступление Нижинского. Все сильнее давали о себе знать симптомы психического заболевания. Именно в это время он написал свои «Тетради», в которых в духе интуитивного потока сознания изложены эстетические и этические принципы этого великого художника-мистика. Только в конце 20 в. впервые был опубликован на русском языке их оригинал. Нижинский погрузился в свой мир, утратил контакт с окружающими. Следующие 30 лет, страдая неизлечимой душевной болезнью, он провел в больницах и санаториях.
Памяти Нижинского
Трагической жизни гениального танцовщика и балетмейстера посвящены тома научных трудов. О нем создаются художественные фильмы, драматические спектакли, балеты (две версии «Нижинского, клоуна Бога» поставил М. Бежар (см. БЕЖАР Морис)). Исследователи восстановили все его балеты, которые даже сейчас смотрятся очень современно. Его именем названы почетные международные премии, даже улица в Париже. Но нет ни одного документального кинокадра, запечатлевшего его танец. А многочисленные картины, скульптуры, фотографии передают лишь частицу его гипнотизирующего, магического таланта.